Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.
Наблюдение за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои чувства и эмоции, не умеют правильно оценивать поступки других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Для создания нормально функционирующей системы духовно-нравственного воспитания была выбрана программа «Социокультурные истоки». Основой является целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Данное содержание позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности (непосредственно образовательная деятельность, игровая, продуктивная, трудовая, коммуникативная деятельность и т. д.).
Взаимодействие родителей и педагогов играет важную роль в духовно-нравственном развитии детей. Поэтому и педагоги и родители были включены в данный проект.
В работу с педагогами включались разнообразные формы работы: консультации «Мир ребенка», тренинг «Пойми меня», КВН, деловые игры.
В работе с родителями использовались следующие формы работы: цикл родительских собраний «Воспитывать добротой», наглядный материал из серии «Мир ребенка», консультации «Духовно-нравственное развитие детей 3-4 лет детей», «Давайте поиграем», дни открытых дверей «Вместе с нами», индивидуальные беседы (рекомендации) по запросам родителей, анкетирование, неделя добра.
Работа с детьми проходит в форме ресурсного круга, в котором каждый ребёнок имеет возможность высказаться. Дети учатся не перебивать и слушать друг друга.
Цикл занятий «Любимое имя» предполагает, что дети прикасаются к традиции имя наречения, осознают духовный смысл имени человека. В честь кого родители дали имя ребёнку. В честь именины проводили праздники, родители украшали группу, пели каравай. Именинник угощал разными сладостями. На занятии «Доброе слово» дети учатся произносить добрые слова по отношению к близким людям.
Через занятия Ласковая песня» дети испытывают материнскую любовь, нежность и заботу в ласковой колыбельной песни
В цикле занятий «Добрый мир» - у детей происходит объединение двух образов, образ мамы и образ солнца. Мама согревает малыша своей добротой, защищает от жизненных бед. Как говорит пословица: «При солнышке – тепло, при матушке – добро». Добрая книга она побуждает в сердце чувство любви, сострадания, благодарности, помогает ребёнку стать добрым, внимательным.
Центральное место в воспитании духовно-нравственного развития детей, занимает – книга. Это сказки, фрагменты произведений, народные игры, потешки, поговорки, пословицы.
Воспитанники совместно с родителями стали активными участниками праздника «Рождество» и пасхального фестиваля «Пасхальная радость».
При формирование духовно-нравственного развития огромную роль играет «развивающая предметно-пространственная среда». В группе создан уголок «Русская изба». Работа в данном уголке предполагает решение разных задач: расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа, развивать воображение детей, обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря, вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.
Опыт работы детского сада по духовно-нравственному развитию был представлен в IV Региональных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: уроки столетия в Чувашской Республике» г. Чебоксары 16 декабря 2016 года.
Подводя итог можно сделать вывод, что выбранные нами формы работы были эффективны и целесообразны малыши стали общительными, доброжелательными, имеют представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются. Дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, основу которой составляет взаимная любовь.