Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Причина недоразвития речи - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности в дошкольном возрасте посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.
В МБДОУ «Детский сад №14 «Солнышко» воспитатели проводят эффективные формы работы по приобщению детей к художественной литературе:
1. Формирование центра чтения
2.Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей
3. Создание «Книжной больницы», прививает детям теплое отношение к книге
4. Выставки детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений
5. Книги – самоделки
6. На родительских собраниях родители делились опытом как они приучают детей к чтению
Тем самым данная работа способствует формированию речи дошкольников. А именно: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха и др. Результатом данной работы выступает то, что дети знают достаточное количество сказок, при пересказе используют сложные предложения. Умеют окрашивать свою речь.